Как защитить бренд?

Оглавление

Каждый предприниматель стремится к завоеванию клиентуры и захвату своей ниши рынка. К сожалению, развивающееся производство часто сталкивается с конкуренцией и зачастую недобросовестной. Перед предпринимателем встаёт вопрос о сохранении индивидуального, уникального логотипа, по которому его узнает потребитель. То есть на определенном этапе развития необходима защита бренда.

Подсказка: именем фирмы, не прошедшем госрегистрацию, безнаказанно могут воспользоваться производители контрафактного товара, качество которого значительно ниже фирменного. Это подрывает доверие к марке.

Законодательством учтено право предпринимателя на защиту от конкурентов разного плана. Оно предоставляет юрлицу право запатентовать название фирмы. Прохождение процедуры дает собственнику бренда неоспоримые преимущества перед контрагентами, не воспользовавшимися действующими правовыми нормами.

Разберем, как запатентовать название, куда обращаться и зачем это нужно. Также коснемся вопросов стоимости и рентабельности процедуры. Далеко не каждому предпринимателю необходим патент на название, хотя стремиться к его получению следует всем.

Понятие бренда

Термин «бренд» имеет два уровня расшифровки. Объективно он представляет собой набор визуальных и звуковых элементов, прочно связанных с наименованием производителя. То есть это комплект символики для продвижения фирмы на рынке. Он позволяет отличать продукцию (услугу) от такой же, производимой конкурентами.

Субъективно название компании связывается в восприятии граждан с товарной маркой. Мнение об одном продукте непроизвольно распространяется на всю линию. Это позволяет расширить круг потребителей, успешно справляться с конкуренцией, то есть бренд является необходимым фактором развития производства.

понятие бренда

Подсказка: патент на бренд – это документ, закрепляющий право собственности на заявленную символику.

Составные части бренда и куда обращаться

В законодательстве не содержится отдельного положения о регистрации брендов. Существует процедура присвоения собственности на товарный знак. Подробнее о том, что такое товарный знак вы можете почитать здесь. Оно дает право владельцу использовать такие оригинальные элементы символики:

  • наименование;
  • слоган;
  • логотип;
  • цветовую гамму и др.

Подсказка: отдельно регистрация логотипа действующими нормами не предусмотрена. Чтобы использовать компоненты бренда в полном объеме, их следует включить в товарный знак при регистрации.

Разберем, как запатентовать логотип, на примере соцсети Вконтакте. Эта марка ныне признана общеизвестной. Ее логотип всем понятен и ассоциируется с самой соцсетью. Представляет собой название на голубом поле. Зарегистрирован он в Роспатенте в качестве товарного знака. Соответствующее свидетельство выдано владельцу предприятия. Документ дает такие преимущества в российском и международном правовом поле:

  1. Сходное наименование фирмы не может быть принято госорганами для патентования, это элемент защиты.
  2. За использование в предпринимательской деятельности похожих элементов (сочетания набора букв и цветов) юрлицо может быть привлечено к ответственности.

Подсказка: защита интеллектуальной собственности правообладателя осуществляется не только в России, но и в иных государствах, присоединившихся к соглашению о правилах патентования.

Всеми вопросами присвоения права на интеллектуальные элементы занимается специальный госорган – Роспатент. Следовательно, запатентовать бренд, логотип и название можно только путем обращения в эту инстанцию. Необходимо иметь в виду, что законодательство предполагает собственность на товарный знак. То есть логотип, к примеру, не запатентуют.

Несовершенство российского законодательства в данном вопросе приводит к путанице в умах начинающих предпринимателей. Так, человек пытается узнать, как запатентовать бренд. Всю информацию о правообладании на торговый знак он отвергает. На самом деле, это одно и то же.

Подсказка: в юридическом поле торговый знак тождественен бренду производителя.

О сроках и цене

Для регистрации логотипа нужно подать заявку в Роспатент, как и при регистрации интеллектуальной собственности. В документе патентуемый бренд должен быть подробно описан и связан с товарами, которые планируется маркировать. К заявке прилагаются копии таких бумаг:

  • удостоверения личности заявителя;
  • подтверждение регистрации в качестве юрлица или индивидуального предпринимателя:
    • выписку из госреестра;
    • устав и иное.

Проверка эмблемы на уникальность проводится в несколько этапов. Это занимает довольно много времени. Так, первый отклик из Роспатента придет не ранее, чем через месяц. Этот срок необходим для проверки всех документов на правильность составления и достоверность информации.

проверка документов

Следующий этап, занимающий до года. Состоит он в том, что бренд проверяется на совпадения с уже зарегистрированными. Кроме того, специалисты внимательно изучают эмблему с тем, чтобы выявить в ее составе элементы, запрещенные к использованию по тем или иным основаниям.

Подсказка: некоторые слова и изображения (к примеру, герб) можно включать в знак только с согласия правообладателя (государства). Другие, вообще, нельзя использовать, так как они запрещены антиэкстремистскими нормами.

Довольно большое значение для начинающего предпринимателя играет стоимость той или иной услуги. Нужно настроиться на то, что бренд – это не дешевое приобретение. Зато выгода от его использования может кратно превысить все издержки. Платить придется несколько раз:

  • за подачу заявки (2,7 тыс. р.);
  • за проведение первичной проверки правильности составления заявки (4,72 тыс. р.);
  • за каждую марку товаров, включенных в обращение (11,5 тыс. р.);
  • за выдачу свидетельства (16,2 тыс. р.).

Совет: следует понимать, что выше приведены минимальные затраты. Они таковыми и окажутся, если все документы будут оформлены идеально, а бренд уникальным.

Оригинальность знака проверяется специальной программой. Уже зарегистрированные марки собраны на официальном сайте Роспатента. Но их уже более 100 тысяч. Следовательно, проверка на уникальность может стать непростой задачей. Зачастую предприниматели пользуются услугами специализированных фирм, которые создают стопроцентно уникальный бренд. Это повышает стоимость регистрации. Сколько стоит данная услуга, следует узнавать в компании. Цены варьируются в широком диапазоне и зависят от опытности специалистов.

Под регистрацией бренда действующее законодательство понимает приобретение права на товарный знак. Получить его от Роспатента может юрлицо (ИП), которое занимается выпуском продукции или предоставлением услуги. Эмблема должна быть уникальной, не иметь совпадений со знаками, уже прошедшими регистрацию.

Подсказка: физическое лицо получить право на бренд не может ни при каких обстоятельствах.

Автор: Паняева Надежда